Правила маркировки воды в 2022-2023 г.
Дополнение действующих правил учета воды, которая должна в обязательном порядке маркироваться, произошло в первых числах ноября. Появилось сразу несколько нововведений. Разберем, что нужно сделать, чтобы защититься от штрафных санкций.
Основные изменения маркировки воды 2022 года
Хозяйствующие субъекты, деятельность которых связана с оборотом бутилированной воды, должны вести бизнес с учетом нововведений:
1. Работать, применяя электронный документооборот. Механизм предполагает отправку сведений о товарообороте в систему маркировки под названием «Честный ЗНАК» (ЧЗ).
В новом законе о питьевой воде сказано, что смена собственника такой продукции - процедура, подразумевающая обмен универсальными передаточными документами (УПД) исключительно посредством электронного документооборота. Информацию следует обязательно отправлять в «Честный ЗНАК».
Нет необходимости вносить в УПД определенные цифровые метки каждой отдельной пластиковой тары. Учет требует не поэкземплярную регистрацию товаров, а объёмно-сортовую. Согласно новым требованиям операция по отправке и приемке товара УПД не может производиться без подписи. Последняя в данном случае представляет собой электронную версию.
2. Обязательно передавать информацию, касающуюся вывода из оборота продукции ввиду разных причин (исключение – розничная реализация питьевой воды), в «Честный ЗНАК».
К примеру, товар применялся для личного использования, был передан на безвозмездной основе, у него вышел срок годности, произошла утилизация или его утрата.
К 1 ноября 2022 г все участники сделок, связанных с поставкой и продажей маркированной бутилированной воды, должны пользоваться сервисом ЭДО, установить тариф и приступить к своим обязанностям, параллельно с этим сообщать всю информацию посредством электронного ввода в «Честный ЗНАК».
Стоит отметить, что начиная с марта 2023 года, хозяйствующим субъектам, занимающимся розничными продажами, понадобится наряду с ЭДО:
- ККТ нового типа;
- сканер штрих кода воды;
- подключение к ОФД.
Что такое маркировка бутылок для питьевой воды
Маркировкой называют нанесение специализированного кода. Чтобы было проще, он выполнен в форме DataMatrix. Благодаря современным технологиям в такой код заключается информация о воде:
- название;
- дата и место производства;
- объем тары и т.д.
Благодаря кодам государству удалось наладить механизм отслеживания хождения товара – от производителей до продавцов. Помогает система маркирования воды «Честный Знак». Внедрение состоялось с целью борьбы с контрафактом, чтобы потребитель приобретал исключительно оригинальные товары. У любого покупателя есть возможность узнать все о товаре. Для этого достаточно отсканировать код с помощью смартфона.
Ежегодно маркировкой обязывают помечать новые категории продуктов. В системе «ЧЗ» уже содержатся сведения о лекарствах, табачных изделиях, шинах, обуви, туалетной воде, постельном белье, продуктах питания и мн. др.
Зачем маркируется упакованная вода
Ранее найти неподдельную питьевую воду было проблематично. В некоторых регионах РФ контрафакт занимал до 80% от общего объема. Нечистые на руку производители наполняли тару нефильтрованной водой, а обычной водопроводной. При этом ценник накручивался, а, значит, потребитель платил за низкое качество большую цену. Часто подделка не подвергалась очистке и не соответствовала санитарным нормам.
Проведенное Роскачеством исследование показало, что из 58 проверенных продуктов лишь 9 были качественными и безопасными для здоровья. Обозначение воды специальным знаком и внесение в специализированную базу позволило государству очистить рынок от фальсифицированной продукции.
Какие группы товаров хозяйствующий субъект должен маркировать
Питьевую воду, в которой нет сахара, ароматизирующих компонентов и прочих добавок необходимо маркировать. В категорию попадает как жидкость без газа, так и газированная минералка. Однако есть некоторые исключения.
Не требуется наносить специальный знак на продукт:
- изготовленный из льда, а также снега;
- для питания, предназначенного для детей;
- привезенный для личного потребления;
- реализующийся в беспошлинных точках продаж;
- предназначенный для таможенной территории;
- использующийся как образец в испытательных процедурах;
- хранящийся у производителя.
Естественно, правила могут меняться. Возможно, в скором времени обозначение потребуется воде, которая входит в состав питания для детей. Недавно это предложил Минпромторг. Сейчас предложение рассматривается.
Объёмно-сортовой учет
Учет маркированной воды бывает двух видов – поэкземплярным, а также объемно-сортовым. Поэкземплярный подразумевает передачу в систему маркировки цепочки движения каждой бутылки. Объемно-сортовой подразумевает передачу информации о партиях. При приемке или выводе продукции из оборота (не из-за реализации), необходимо все данные регистрировать в «Честным ЗНАКЕ» (ЧЗ). Среди них общий код GTIN, а также информацию о том, сколько бутылей содержится в партии. Нет необходимости указывать обозначения в виде цифровых меток для каждой штуки.
Объемно-сортовой учет – обязательная процедура для всех, кто участвует в сделках с поставкой, покупкой/продажей маркированной воды с 1 ноября 2022 года. Исключение – розничная реализация продукции.
Этапы учета
Процедура маркировки воды для розницы или опта включает несколько этапов:
1. Ввод в оборот, который касается производителя или импортера. Требуется:
- Выполнить регистрацию в «ЧЗ». Без электронной подписи сделать это невозможно, поэтому придется ее получить.
- Выполнить регистрацию в GS Затем произвести создание карточки, где будет описание товара. GS 1 представляет собой международную ассоциацию, специализирующуюся на создании и внедрении маркировочных стандартов.
- Произвести заказ цифровых меток Data Matrix.
- Выполнить их нанесение на бутылки. Разрешено наносить маркировку на этикетку или в виде наклейки фиксировать на бутылке.
2. Передача продукции оптовому продавцу. Требуется:
- Чтобы все хозяйствующие субъекты, которые занимаются поставкой, а также продажей/покупкой воды, были подключены к СЭД. Каждому необходима ЭЦП (электронная подпись).
- Создать универсальный передаточный документ (УПД). Внести информацию: код товара, количество. Всю информацию, касающуюся смены владельца, отправить в «ЧЗ».
3. Передача оптовиком товара розничному продавцу. Требуется:
- в программе для ЭДО принять полученный от оптовика документ;
- внести в него ЭЦП и отправить в «ЧЗ».
Посредством ЭДО предприятию, специализирующемуся на розничной торговле, проще создавать и отправлять поставщикам корректировочный документ. Делается это, если в приемке выявлены расхождения данных.
1 марта 2023 г начинает действовать еще одно правило. В соответствии с ним кассиру при реализации воды в бутылях в обязательном порядке потребуется отсканировать код Data Matrix на устройстве, именуемом 2D-сканером. Вместе с этим, используя онлайн-кассу и ОФД, направлять сведения, что товар убыл в результате розничной продажи.
Решения для бизнеса
«Такском» предлагает несколько решений для ЭДО:
- «Такском-Файлер». Это универсальный сервис. Характеризуется простотой использования, надежностью. Реализован в виде отдельной программы и web-версии. Подходит для розничных предприятий, которые работают с маркированной продукцией и соблюдают требования для продажи питьевой воды.
- «1С-Такском». Программное решение, которое интегрируется в конфигурацию 1С. Это просто функционал ЭДО в интерфейсе прикладного решения 1С, которое используется на предприятии для автоматизации учета. «1С-Такском» встраивается в типовые конфигурации 1С. Не нуждается в доработках.
- «Станция Сканирования». Подходит для производителей. Включает множество функций, позволяющих работать с маркированием продуктов.
- «Модуль 1С». Подходит тем, у кого нет времени на изучение нового софта. Реализован в виде дополнительной вкладки с «Файлером».
Как продавать бутилированную воду оптовым компаниям
Для оптовиков с 1 ноября 2022 г введены дополнительные правила. Они обязаны отгружать воду, предоставляя накладные в электронном формате. Чтобы их оформить, требуется ЭЦП. Необходимо наладить канал передачи данных с системой ЭДО. Также необходимо выполнить регистрацию в «ЧЗ».
Для проведения процедуры, подразумевающей передачу товара розничному продавцу, требуется в СЭД поставить электронную подпись на накладной, а затем отправить контрагенту. После подтверждения им получения товара и накладной, оператор ЭДО самостоятельно отправит сведения о воде в «ЧЗ».
Также:
- С 1 ноября 2022 г в накладную достаточно внести GTIN и данные о количестве бутылей воды.
- С 1 марта 2025 г в накладных потребуется обязательно указывать еще и коды маркировки каждой бутылки.
- Поставщики воды, предназначенной для приготовления пищи и напитков, вправе самостоятельно выполнять операции вывода воды из оборота.
- Точкам общепита разрешено не подключать ЭДО и проводить процедуры вывода товаров из оборота в «ЧЗ». Это правило начнет действовать 1 декабря 2023 г.
Как вести учет в ресторанах общественного питания
В случае реализации товара через кассу, необходимо ведение объемно-сортового учета. Правило действует с 1 ноября 2022 г. ЭДО требуется при приемке, выбытии по любым причинам. Исключение – реализация.
До 1 марта 2023 г разрешена реализация воды в таре без нанесения цифровых меток. Однако с этой же даты необходимо подавать данные о продажах в «ЧЗ». То есть при реализации сканировать каждую тару с кодом.
При использовании воды для приготовления пищи и напитков нет необходимости в подключении ЭДО и передачи данных в «ЧЗ». Но это только до 1 декабря 2023 г. Вывод товаров из оборота вправе выполнять поставщик, если в договорном соглашении не указаны иные условия.
Например:
- Поставщик самостоятельно выводит товар из оборота. До декабря 2023 г не надо предпринимать никаких действий.
- Процедура вывода товара из оборота лежит на покупателе. По правилам маркировки в этом нет необходимости. Но поставщик может обязать сделать это путем внесения соответствующего условия в договор. Если поставщиком не отмечено в УПД, что товары передаются для применения в личных целях (не для продажи), обязателен самостоятельный вывод товаров из оборота в «ЧЗ».
Никакой информации об ЭДО и выводе воды из оборота нет. Не надо предпринимать никаких действий. До 1 декабря 2023 г хозяйствующему субъекту, который поставляет товар, придется самостоятельно проводить эту операцию.
Как вести учет на предприятиях розничной торговли
Поступление продукции. 1 ноября было введено правило о необходимости ведения объемно-сортового учета. Помимо товаров хозяйствующие субъекты будут получать электронные накладные. Эти документы должны содержать GTIN и количество товаров в поступающей партии.
Чтобы подтвердить накладную посредством ЭДО, дается 3 дня. Данное правило действует с 1 ноября 2022 года по 1 марта 2025 года. Подтверждение должно осуществляться с помощью электронной подписи. Сведения автоматически поступят в «Честный Знак». В системе останется запись о получении розничным продавцом определенного количество товара.
Перед подтверждением накладной, чтобы не столкнуться с проблемами, рекомендуется выполнить проверку:
- Данных о соответствии реального количества тары с водой с цифрами, указанными в накладной.
- Маркировки на таре, а также возможность считывания кодов. Это не обязательная процедура, однако если после 1 марта 2023 года обнаружится, что с цифровой меткой что-то не так, последует долгое разбирательство.
Лучше выборочно проверить несколько бутылок с водой из партии. Если маркировка яркая и четкая, все в порядке. Для проверки кода достаточно смартфона и приложения «Честный Знак». С помощью камеры можно отсканировать цифровую метку.
Новые правила для производителей вводятся с 1 марта 2025 года. Согласно этим правилам требуется указывать в электронной документации коды каждого товара. В таком случае придется сверять метки на товарах с теми, которые указаны в НН.
Какое время дается на сверку - можно узнать у производителя кассы. К примеру, сверка в смарт-терминале «Эвотор» выполняется путем сканирования кодов на товарах с помощью 2D-сканера. В случае отсутствия кода в документе, проверяющий сразу будет оповещен.
Если все в порядке, в электронную документацию вносится электронная подпись. После этого в системе останутся сведения о том, что товар получен розничным продавцом.
Если в накладной указаны одни данные, а количество кодов и номенклатуры иное, следует отказаться от подписания. Необходимо обратиться к поставщику с просьбой корректировки накладной. После исправлений и проверки можно вносить электронную подпись в документацию.
Реализация продукции. До 1 марта 2023 года хозяйствующие субъекты могут маркированную воду реализовывать как обычный товар – маркировка не требуется. Также не нужно сканировать код при реализации. С 1 марта при реализации воды кассир должен сканировать коды маркировки на каждой бутылке. ККТ выдаст чек, а данные будут переданы в «Честный знак». Таким образом система узнает, что товар из оборота вышел.
Какие предусмотрены штрафы
Если не соблюдены сроки маркировки воды или нарушены иные требования, законом предусмотрена административная ответственность и даже конфискация товара. В случае совершения преступления в крупном размере виновника могут лишить свободы.
Вид нарушения определяет, какое будет наказание. Если выполняется перевозка, хранение или продажа бутилированной воды без цифровых меток, в отношении должностного лица или ИП будут применены штрафные санкции до 10 000 руб. Если нарушения допущены компанией, придется заплатить до 300 000 руб. При этом следует конфискация товара.
При продаже маркированных безалкогольных напитков без передачи данных в «Честный Знак» нарушитель получит предупреждение или в отношении него будут применены штрафные санкции. Должностным лицам и ИП придется заплатить до 10000 руб., а компаниям – до 100000 рублей.